Как продлить ресурс трансмиссии катая в три цепи?

12 октября 2018

Каждый велосипедист рано или поздно сталкивается с проблемой, когда цепь постепенно растягивается и периодически проскакивает. При этом она не попадает на отдельные звезды. Прежде всего, нужно разобраться в техническом аспекте данной проблемы и что ей предшествует.

Цепь представляет собой центральный компонент трансмиссионного механизма. Данный элемент изнашивается чаще всего. Удлиняется цепь вследствие того, что ее отдельные компоненты постепенно расширяют собственные места посадки, где они закреплены. Все цепи имеют по 108-116 элементов. Их растягивание происходит почти одинаково, на считанные миллиметры. Однако этого достаточно для возникновения проблемы, когда данная деталь не укладывается на отдельные звезды. После этого подтачивается профиль зуба под вновь образованную длину цепи и расположение ее отдельных элементов. В итоге металлические элементы продолжают стачиваться, цепь начинает плохо ложиться на пазы, иногда перескакивая с них. У каждого велосипедиста имеются лучшие звезды. К сожалению, они приходят в негодность в первую очередь.

Когда нужно производить замену цепи? Как изнашивание влияет на кассету и звезды?

При чрезмерной изношенности цепи получить радость от катания на велосипеде невозможно. Если кататься исключительно по асфальтированному покрытию, в среднем темпе, без излишних усилий, все равно будет происходить постепенный износ цепи. Вместе с этим будет происходить повреждение элементов кассеты и трансмиссионного механизма в целом. Если вести себя правильно, одна трансмиссия может функционировать на протяжении 10 тыс. км. Такая ситуация возможна только в случае своевременного ухода за механизмом. Однако такой способ будет очень экономным, так делать не нужно.

Элементы системы могут функционировать до 10 тысяч километров. Механизм работает в нормальном режиме от 3000 до 6000 км. Цепь нужно заменить после одной или полутора тысяч километров. Для беспроблемного катания на протяжении 10 000 км необходимо около 18 раз произвести замену цепи через каждую половину тысячи километров. Из этого следует вывод, что три цепи соответствуют ресурсу механизма.

Как использовать такую информацию на практике? До начала нового сезона нужно приобрести три цепи, одну кассету и систему. Эти элементы устанавливаются на велосипед, после чего можно начинать кататься. После этого все может происходить по двум разным сценариям. Ситуация развивается с учетом возможностей велосипедиста и наличия либо отсутствия требуемых инструментов.

  1. Использование цепи с заранее определенным сроком службы. При этом может производиться замена цепи каждые 500 километров. Однако можно не определить влияние внешних условий и мелких частиц. То, что трансмиссия изнашивается быстрее в условиях повышенной влажности, мороза и песчаной местности, знают многие велосипедисты. В данных условиях обозначить точный срок службы такого элемента не удается.
  2. Выполнение измерений цепи с использованием калибра. Нужно взять данный инструмент и произвести замер. Калибр характеризуется наличием двух положений растяжения (0,75 и 1 миллиметр). С использованием данного подхода нужно ездить в среднем от 400 до 600 километров, до появления растяжения. Поле этого нужно произвести точные замеры.
  3. Использование штангенциркуля. Такой подход вызывает некоторые споры, так как измерение зависит от цепи. Для применения такого способа следует определить тактику измерений, пользоваться ею постоянно – только так существует возможность уловить разницу. При этом длина инструмента влияет на точность замеров. Приведу пример. Я выставлял штангенциркуль на 132 мм и производил замеры. Показатели от 132 до 132,7 говорят о том, что механизм в новом состоянии. Значения 132.7-133.2 – цепь можно смело использовать. Более 133.2 мм – деталь будет работать, однако скоро придет в негодность. Показатели выше 134 мм – цепь следует заменить новой деталью.

NB! Не забывайте замерять новую цепь до начала ее использования. Существует еще один способ измерения цепи: нужно установить значение 119 на штангенциркуле, затем производить регулярные замеры. Показатели 119,7-120,3 мм означают, что цепь исправна, поэтому можно кататься смело. 119,7 - 120,3 мм – свидетельствует о начале растягивания детали и первом этапе выработке зубьев. При значении более 120,9 следует заменить цепь и кассету.

Как уменьшить износ трансмиссии?

Проверенный и единственно правильный способ заключается в том, чтобы постоянно отслеживать состояние цепи, следить за наличием достаточного количества смазки между ее элементами. Также нужно обязательно своевременно производить замену цепи. Покупать рекомендуется детали исключительно проверенных изготовителей, таких как Shimano, SRAM, KMC, YBN, Campagnolo.

  1. Цепи.
  2. Кассеты.
  3. Системы.

Важная роль смазывания деталей. Смазывание нужно осуществлять только с применением специальной смазки, поскольку в ее составе содержатся добавки для лучшей работы трансмиссионного механизма. На такой смазке будут меньше накапливаться загрязнения. Velotime.com.ua рекомендует приобретать смазку от производителя Finish Line.

Не забывайте о том, что смазывание цепи нужно выполнять чаще, когда имеет место поездка в условиях загрязненных дорог или песчаной местности (в отличие от катания по асфальту). Помимо этого, постоянные осадки требуют более частого и внимательного смазывания. Рекомендуется очищать цепь с помощью ткани либо использовать для этого специальную мойку. Следует очищать звезды, систему и ролики на переключателе. При соблюдении таких рекомендаций период эксплуатации трансмиссии значительно продлевается. Таким образом, вы получаете возможность сэкономить собственные финансы и потратить деньги на что-то более приятное.