Кассеты и трещотки для начинающих

11 октября 2018

Велосипедная кассета представляет собой систему звезд, которые объединены в один механизм для изменения передаточного отношения. Данный элемент устанавливается на задней втулке и является расходным материалом, так как время от времени изнашивается. Это говорит о том, что кассета требует технического обслуживания, которое состоит из замены отдельных элементов цепи или всей системы целиком.

Отличие кассеты от трещотки

Кассета – это совокупность звезд, которые подлежат креплению к элементу с пазами. На втулке присутствуют выступающие части необходимых размеров. Благодаря шлицам, кассета может быть установлена правильно. Элемент «храповик» помещен внутрь механизма.

Механизм, состоящий из барабана, содержит в себе целый ряд преимуществ:

  • увеличенное количество звезд (от 8 до 12 единиц);
  • небольшой показатель сопротивления качанию по сравнению с трещоточным механизмом;
  • небольшой вес;
  • легкое снятие;
  • высокие показатели пробега.

Трещотка представляет собой механизм храпового типа с креплением по типу резьбы или шлиц. Крепление происходит на втулку, храповик при этом расположен снаружи.

Недостатками трещотки являются следующие особенности:

  • Общее количество звезд достигает 5-7 элементов.
  • Присутствуют большие показатели нагрузки на ось, вследствие чего трещотки гнутся.
  • Закручивание происходит следующим образом: при прокручивании педалей трещоточный механизм закручивается с новой силой. Иногда открутить его бывает очень тяжело.

Кассета представляет собой более современное и усовершенствованное устройство, нежели трещотки. Нужно ли предпочесть кассету другим механизмам? Конечно же, да.

Разновидности кассет

Абсолютно все типы кассет подлежат установке на шлицы, поэтому одни элементы могут заменять другие. К примеру, одну кассету с обозначением 8-ск с легкостью меняют на другую – 11-ск. Для этого потребуется всего лишь переключающий элемент и манетка. Задняя втулка замене не подлежит. При просмотре детали в профиль можно рассмотреть одинаковые по размерам кассеты. Однако общее количество звезд в них разное. Для регулировки ширины кассет следует уменьшить расстояние между элементами.

Звезды соединены между собой: с помощью штифтов блок закреплен соединительными элементами, отдельные звезды разделены при помощи проставок. Подобный вид кассет монтируется на детали со стальными элементами (чаще всего используются на бюджетных моделях велосипедов). Достоинством таких механизмов является возможность их разборки с помощью демонтажа штифтов. Однако устанавливать их на барабаны из алюминия не рекомендуется, поскольку для них характера высокая нагрузка от кручения. Такие действия повреждают элементы барабана. На деталях под названием «паук» звезды образуют единый механизм, напоминающий лестницу.

Усилие от прокрутки воздействует на все звезды одновременно, которые имеются на пауке. С помощью такого принципа работы происходит снижение нагрузки на барабан. Помимо этого, данные кассеты имеют небольшой вес. При этом паук предполагает возможность замены последних нескольких звезд. Когда используются 2 ли 3 паука, звезды одеваются на два элемента.

Такой механизм предусмотрен для возможности замены выработанных звезд на новые детали. При этом замену кассеты целиком производить не нужно. При наличии выработки могут заменяться несколько звезд или нижние элементы. В цельнофрезированных кассетах блок звезд выполнен, как единый элемент.

Установка происходит на шлицы, расположенные в левой области барабана. Крепится деталь на нижние элементы. Кассета выполняет функцию шлицы для барабана. Такой механизм представляет собой наиболее дорогое изделие. Изготавливается деталь с использованием сложного технологического процесса, в связи с этим стоимость его повышается.

Как снять или одеть трещотку?

Произвести демонтаж трещотки без применения специальных механизмов практически невозможно. Для этого нужно использовать съемник, а также гаечный и разводной ключи (их размер подбирается в соответствии с моделью велосипеда). Также потребуется хлыст – для демонтажа кассеты. Прежде всего, съемник нужно вставить в трещотки, затем потянуть крепежный элемент против часовой стрелки. Для того чтобы отпустить шлицы или же затянуть, необходимо приложить большое усилие.

Как снять или одеть кассеты? Съемник необходимо вставить в гайку. После этого на наибольший элемент кассеты надевается хлыст. При помощи сдерживания кассеты хлыстом съемник необходимо вращать гаечным ключом. Для такого действия необходимо прикладывать большое усилие. Гайка откручивается, после чего снимается кассета. Когда кассета снята, определяется уровень ее выработки.

Когда нужно снимать? Чаще всего снимать механизм следует перед проведением технического обслуживания байка (в осенний или весенний период). Если во время поездки велосипедист наблюдает неестественную работу педалей, следует в срочном порядке снять кассету. Для установки кассеты нужно выполнить следующие действия:

  • установка кассеты на барабан;
  • затягивание гайки.

Очищение и смазывание кассеты. Трансмиссионный механизм, установленный на велосипеде, портится не от постоянных нагрузок при поездках. Это случается от плохого ухода за ним, так как накопление грязи пагубно сказывается на функционировании системы в целом. Также это приводит к стачиванию зубьев. Безусловно, перед плановым обслуживанием следует демонтировать кассету. Очищение звезд на байке выполняется с применением плоской щетки.

Ворсинки на таких детках отличаются достаточной длиной и жесткостью, именно поэтому позволяют добираться до наиболее загрязненных мест. По завершении очищения кассеты следует смазать цепь и смело отправляться в путешествие.