Материалы велосипедных рам

12 октября 2018

Рама представляет собой центральную, одну из наиболее важных частей велосипеда. Нужно подробнее рассмотреть различия элементов.

Материалы. Современные производители велосипедных рам предлагают своим потребителям изделия, изготовленные с применением четырех материалов:

  • низкоуглеродистая сталь (HiTen, Steel, или просто сталь);
  • сплав из хрома и молибдена (CrMo или 4130);
  • алюминий разных видов (Al, Alloy, AlluX, 6061, 7005);
  • карбон (Carbon, композит, Hi-Mod).

Низкоуглеродистая сталь – наиболее простой и доступный материал для изготовления велосипедных рам бюджетных моделей.

Характеризуется следующими особенностями:

+ доступная цена;

+ надежность и стойкость;

+ пригодность к ремонтам;

+ отсутствие склонности к накоплению усталости;

+ убирает излишнюю вибрацию;

- вес;

- склонность к появлению ржавчины.

Хром-молибденовый сплав – материал высокого уровня качества. Он отличается высокой прочностью, его применяют для изготовления байков, предназначенных для активного катания. Чаще всего используется для изготовления велосипедов BMX, MTB Dirt, ретро-велосипедов.

Характерные особенности:

+ высокий уровень прочности;

+ пригодность к ремонту;

+ отсутствие склонности к накоплению усталости;

- большой вес;

- высокие показатели стоимости;

- склонность к появлению ржавчины.

Алюминий (или сплавы с его использованием) – наиболее распространенный материал в индустрии велосипедов. Он отличается более высокой стоимостью и легкостью. В некоторых случаях, когда используется инновационная обработка, вес может достигать низких показателей. Некоторые производители предлагают приобрести велосипедные рамы, вес которых немного больше одного килограмма. Конечно же, они относятся к дорогому сегменту. Наиболее бюджетные модели рамы имеют вес около двух килограмм.

Характеристики материала:

+ небольшой вес;

+ отсутствие тенденции к появлению ржавчины;

+ доступная стоимость (в сравнении с карбоном);

- цена (по сравнению с бюджетными моделями из стали);

- дорогостоящий ремонт, который требует особого вида сварки;

- склонность к накоплению усталости.

Карбон – самый современный и дорогостоящий материал. Его используют для изготовления профессиональных велосипедов, где крайне важен показатель веса.

Характерные особенности:

+ один из самых легких материалов;

+ высокий уровень прочности;

- высокая стоимость (зачастую велосипеды из карбона стоят не менее двух тысяч американских долларов);

- неустойчивость к точечным ударам;

- непригодность к ремонту.

Также производители могут использовать титан и магний для производства велосипедов. С такими материалами было связано множество экспериментов со стороны изготовителей. На сегодняшний день они не имеют конкурентоспособности в велосипедной индустрии.

Профиль труб.

Изучая описание рамы, можно встретить слово «баттированный». Речь идет о профиле труб. Изготовители рам для велосипедов постоянно ищут лучшее сочетание веса, надежности, внешнего вида и стоимости. Геометрические особенности труб имеют первоочередное значение. Именно поэтому нужно подробнее рассмотреть действия, которые могут выполняться с трубами, кроме сгибания.

Трубы можно сжимать, придавая им овальный профиль, благодаря чему трубы приобретают жесткость с одной стороны и податливость – с другой. Этот метод очень распространенный и доступный.

Баттинг – представляет собой современную технологию работы с трубами. Его сущность – в достижении разной толщины стен трубы. Края труб или места их соединения отличаются большим напряжением. Трубы отличаются большей толщиной. Таким образом, производитель повышает прочность соединений. В середине труба более тонкая. Это позволяет уменьшить вес готового изделия.

Гидроформинг – инновационный подход для производства велосипедных рам из алюминия. Технологический процесс отличается следующими особенностями. Используется форма из металла, в которую помещаются трубы. В них под воздействием высокого давления поступает разогретое масло, благодаря чему труба получает необходимую форму. С помощью такой технологии области соединений являются наиболее широкими, сварочный шов при этом длинный. В итоге готовое изделие получается прочным и надежным.