Материалы велосипедных рам
Рама представляет собой центральную, одну из наиболее важных частей велосипеда. Нужно подробнее рассмотреть различия элементов.
Материалы. Современные производители велосипедных рам предлагают своим потребителям изделия, изготовленные с применением четырех материалов:
- низкоуглеродистая сталь (HiTen, Steel, или просто сталь);
- сплав из хрома и молибдена (CrMo или 4130);
- алюминий разных видов (Al, Alloy, AlluX, 6061, 7005);
- карбон (Carbon, композит, Hi-Mod).
Низкоуглеродистая сталь – наиболее простой и доступный материал для изготовления велосипедных рам бюджетных моделей.
Характеризуется следующими особенностями:
+ доступная цена;
+ надежность и стойкость;
+ пригодность к ремонтам;
+ отсутствие склонности к накоплению усталости;
+ убирает излишнюю вибрацию;
- вес;
- склонность к появлению ржавчины.
Хром-молибденовый сплав – материал высокого уровня качества. Он отличается высокой прочностью, его применяют для изготовления байков, предназначенных для активного катания. Чаще всего используется для изготовления велосипедов BMX, MTB Dirt, ретро-велосипедов.
Характерные особенности:
+ высокий уровень прочности;
+ пригодность к ремонту;
+ отсутствие склонности к накоплению усталости;
- большой вес;
- высокие показатели стоимости;
- склонность к появлению ржавчины.
Алюминий (или сплавы с его использованием) – наиболее распространенный материал в индустрии велосипедов. Он отличается более высокой стоимостью и легкостью. В некоторых случаях, когда используется инновационная обработка, вес может достигать низких показателей. Некоторые производители предлагают приобрести велосипедные рамы, вес которых немного больше одного килограмма. Конечно же, они относятся к дорогому сегменту. Наиболее бюджетные модели рамы имеют вес около двух килограмм.
Характеристики материала:
+ небольшой вес;
+ отсутствие тенденции к появлению ржавчины;
+ доступная стоимость (в сравнении с карбоном);
- цена (по сравнению с бюджетными моделями из стали);
- дорогостоящий ремонт, который требует особого вида сварки;
- склонность к накоплению усталости.
Карбон – самый современный и дорогостоящий материал. Его используют для изготовления профессиональных велосипедов, где крайне важен показатель веса.
Характерные особенности:
+ один из самых легких материалов;
+ высокий уровень прочности;
- высокая стоимость (зачастую велосипеды из карбона стоят не менее двух тысяч американских долларов);
- неустойчивость к точечным ударам;
- непригодность к ремонту.
Также производители могут использовать титан и магний для производства велосипедов. С такими материалами было связано множество экспериментов со стороны изготовителей. На сегодняшний день они не имеют конкурентоспособности в велосипедной индустрии.
Профиль труб.
Изучая описание рамы, можно встретить слово «баттированный». Речь идет о профиле труб. Изготовители рам для велосипедов постоянно ищут лучшее сочетание веса, надежности, внешнего вида и стоимости. Геометрические особенности труб имеют первоочередное значение. Именно поэтому нужно подробнее рассмотреть действия, которые могут выполняться с трубами, кроме сгибания.
Трубы можно сжимать, придавая им овальный профиль, благодаря чему трубы приобретают жесткость с одной стороны и податливость – с другой. Этот метод очень распространенный и доступный.
Баттинг – представляет собой современную технологию работы с трубами. Его сущность – в достижении разной толщины стен трубы. Края труб или места их соединения отличаются большим напряжением. Трубы отличаются большей толщиной. Таким образом, производитель повышает прочность соединений. В середине труба более тонкая. Это позволяет уменьшить вес готового изделия.
Гидроформинг – инновационный подход для производства велосипедных рам из алюминия. Технологический процесс отличается следующими особенностями. Используется форма из металла, в которую помещаются трубы. В них под воздействием высокого давления поступает разогретое масло, благодаря чему труба получает необходимую форму. С помощью такой технологии области соединений являются наиболее широкими, сварочный шов при этом длинный. В итоге готовое изделие получается прочным и надежным.