На велосипеде по городу

11 октября 2018

Как велосипедисту не попасть в ДТП? Очень часто от владельцев велосипедов приходится слышать, что они боятся ездить на байке по дорогам. Чаще всего такой страх испытывают женщины. На самом деле, когда человек попадает в условия оживленного дорожного движения, может возникать чувство дискомфорта и незащищенности, как следствие, неуверенность в себе. Такая проблема может быть даже у велосипедистов с опытом, которые находятся в растерянности, когда оказываются на слишком активном участке дороги.

Малое число велосипедистов на дорогах — выше опасность

Объяснение этому простое. Если в населенном пункте наблюдается небольшое количество велосипедов на улицах, водители не могут привыкнуть к их внезапному появлению на дороге. К тому же присутствует существенная разница в скоростях машины и байка – она достигает значения 60 км/ч. Это повышает вероятность возникновения опасных ситуаций. Наоборот, постоянное и большое количество велосипедов на дороге приучает водителей к такому транспорту и способствует развитию инфраструктуры для любителей велосипедов. Речь идет о велосипедных дорожках, парковках, площадках для байков. Кроме того, появляются специализированные знаки и ограждения, которые минимизируют появление опасных ситуаций.

Во многих странах Европы люди пришли к пониманию, что велосипед является спасением для больших городов. Постепенно байки вытесняют автомобили, данная тенденция является стабильной для европейских стран за последние несколько лет. Из этого следует вывод, что каждый человек определяет будущее родного города, выбирая для поездок велосипед. Однако вопрос о том, как бороться со страхом езды на велосипеде по городу, остается открытым. Для его преодоления предлагаем несколько решений.

Совет первый. Прочтите ПДД. Полицейские никогда не потребуют от велосипедиста разрешение на вождение. Однако это не означает, что человеку не нужно знать ПДД. Ведь не зря говорят о том, что такие правила написаны с учетом трагедий. У многих возникает вопрос: нужно ли тратить драгоценное время на прочтение правил вождения? Безусловно, это нужно делать всем. Тем более, когда планируется поездка по городским улицам. Для тех, кто не готов изучать все правила, рекомендуем прочесть раздел №6: «Требования к велосипедистам», а также раздел №16: «Проезд перекрестков».


Совет второй. Вооружитесь необходимыми предметами.

Учитывая личный опыт передвижения по улицам большого города, для велосипедиста необходимо приобрести такие аксессуары:

  • Шлем. Этот предмет может спасти жизнь велосипедисту, а также вызвать уважение со стороны водителей машин.
  • Красный задний фонарь на батарейках (мигалка). Такой осветительный прибор нужно всегда иметь под рукой, в особенности при планировании вечерних поездок. Водитель, который передвигается рядом с велосипедистом, может сбить его при отсутствии красного фонаря ночью. Такая ситуация может быть опасной как для водителей автомобилей, так и для велосипедистов.
  • Белая передняя фара. Следует приобрести качественное освещение, которое поможет водителю определить на дороге ваш велосипед. Кроме того, такая фара будет отлично освещать дорогу.
  • Зеркало заднего вида. Такое приспособление используют лишь единицы, что совсем неправильно. Это связано с тем, что хорошая видимость может быть только при просмотре дороги впереди себя. Чего нельзя сказать о ситуации сзади велосипеда. К двухколесному транспортному средству могут приближаться автомобили, так как скорость байка намного меньше по сравнению с машинами. Нужно купить зеркало для руля или шлема. Зеркало на шлем гораздо эффективнее, поскольку такое приспособление гарантирует достаточный угол обзора для велосипедиста. Чаще всего такое зеркало небольших размеров, его можно с легкостью поместить в рюкзак.

Совет третий. Ведите себя, как полноправный участник движения и демонстрируйте знание ПДД. Невзирая на небольшие размеры велосипеда и его относительно небольшую скорость, абсолютно все участники дорожного движения (как пешеходы, так и водители) должны быть уверены в знаниях велосипедистом ПДД. Рекомендуем воспринимать себя, как полноправного участника движения на дороге. Нужно вести себя уверенно, показывать знания ПДД и строго соблюдать их. Не нужно чрезмерно сбавлять скорость, следует двигаться со средними ее показателями. Движения должны быть ровными, уверенными, без виляний, на расстоянии одного метра от края дорожного покрытия.

Совет четвертый. Отчетливо предупреждайте о поворотах

Чтобы показать левый поворот, нужно вытянуть в сторону левую руку. Для правого поворота –вытянуть в сторону правую руку или согнуть левую руку в области локтя. Поворот нужно показывать на протяжении нескольких секунд, для того чтобы знак увидел каждый водитель. Перед совершением поворота следует уверенно взяться за руль руками. Поворот вправо выполняется несложно, так как велосипед располагается у данного края дороги. С поворотом налево присутствуют затруднения.

Совет пятый. Как поворачивать влево и когда не нужно этого делать. Велосипедистам поворачивать в левую сторону разрешено исключительно на дороге с одной полосой по каждому направлению движения. Следует сделать оговорку. Когда у велосипедиста немного опыта передвижений, имеется отличный совет. Перекрестки, на которых нужно сделать левый поворот, нужно проехать в прямом направлении и только после проезда перекрестка остановиться. Затем нужно перейти на пеший ход и осуществить переход на противоположную сторону в качестве пешехода. Велосипед следует вести руками. После завершения перехода на нужную сторону дороги можно смело двигаться вперед.

Если вы чувствуете уверенность при поездке на велосипеде, можете пробовать повернуть подобно автомобилям. Для этого нужно посмотреть назад, используя зеркало заднего вида. При отсутствии зеркала просто оглянитесь, однако очень быстро, стараясь не утратить внимательность и управление. Ваша задача при этом – убедиться в отсутствии сзади велосипеда автомобилей, которые находятся поблизости. Ведь машина не сможет очень быстро снизить скорость и может сбить велосипед. Даже при подаче сигнала поворота у велосипедиста нет преимущества в осуществлении поворота.

Нужно сделать еще одну оговорку. Не следует пытаться повернуть налево, если в данной ситуации вы не наблюдаете автомобилей, которые стремятся повернуть в таком же направлении. Перед маневром можно найти себе своеобразную защиту в виде авто, которое передвигается с включенным левым поворотом. После этого нужно пристроиться к такой машине. Для чего? Для поворота потребуется пропускать транспорт, едущий навстречу. Делать это одному в толпе скоростных машин не совсем приятно. Посмотрев в зеркало заднего вида нужно показать левый поворот и сместиться к машинам, совершающим такой же маневр. Рядом с ними поворот завершается, встречный транспорт пропускается.

Совет шестой. Как вести себя на плавных развилках. Помимо многих ситуаций, которые могут возникать на дороге, следует разобрать еще одну. Ее описания нет в ПДД, однако она таит в себе некоторые опасности. Речь идет о проезде по плавным развилкам. К примеру, при поворотах под прямым углом все авто снижают скорость движения. При плавных поворотах снижение скорости практически не наблюдается. В случае правого поворота действия будут привычными – нужно вытянуть руку или согнуть противоположную в локте и после этого выполнить поворот.

В случае необходимости двигаться в прямом направлении иногда возникает недоразумение. Перед выполнением поворота водитель, который едет за велосипедом, может попробовать быстро проехать перед байком. Иногда водитель понимает ситуацию так, что велосипедист будет направляться вправо, так как придерживается правой стороны. Когда нужно проехать прямо, на плавной развилке лучше показать левый поворот перед ответвлением дороги. Водители машин осознают эту ситуацию и будут ждать, пропуская велосипед. В противном случае может возникнуть опасная ситуация или авария.

Совет седьмой. Визуальный контакт и вспомогательные жесты. Если вы водите велосипед, это говорит о том, что вы должны активно использовать жесты. Не нужно забывать об этом, так как простые правила помогут уберечь ваше здоровье и получить радость и восторг от путешествия по любимым улицам города. При передвижении по главной дороге следует устанавливать зрительный контакт с водителем машины, который собирается пропустить велосипед. Нужно убедиться в том, что он увидел велосипедиста и намерен пропустить. Если водитель отвлекается и держит в руках телефон (безусловно, такое действие запрещается), нужно быть настороже и подготовиться к тому, что он никого не пропустит. Ведь недаром придумано правило «ДДД».

Иногда водитель машины стремится пропустить велосипед, когда тот находится в отдалении от области маневра. Оценив ситуацию и длительность ожидания для водителя, следует показать с помощью жеста, что машина может двигаться первой. То же самое нужно повторять с пешеходами, которые пытаются пропускать велосипед.

Мы приведем краткий словарь, который можно смело использовать при езде:

  • «Спасибо» можно сказать с помощью жеста – кивок головой вниз.
  • Указание пальцем вниз будет означать то, что впереди ожидает опасность. Такой жест можно использовать для велосипедиста, который едет позади вас.
  • Поднятый указательный палец вверх говорит об опасности, которая находится впереди дороги, или же предупреждает о необходимости остановки.
  • С помощью покачивания пальца, который сопровождается визуальным контактом с водителем, можно сказать о том, что он должен проявить внимательность и уступить дорогу.

Совет восьмой. Избегайте нахождения в «мертвой» зоне

У каждого транспортного средства имеется «мертвая зона», для которой характерно отсутствие обзора водителя. Нужно следить за тем, чтобы находиться в такой области минимальное время. Также следует проявить дополнительную внимательность поблизости грузовиков и фур, а также крупной специализированной техники. У таких автомобилей очень маленький угол обзора по сравнению с небольшими автомобилями.

Совет девятый. Как проезжать рельсы, щебень, песок. Линии движения трамваев на городских перекрестках чаще всего посажены в асфальт. Однако для байка малейший выступ будет способствовать падению на оживленном участке дороги, что содержит большую угрозу здоровью. Преодолевать рельсы рекомендуется таким образом, чтобы между колесом велосипеда и выступом оставался угол не менее 60 градусов.

В зимнее время года и во время дождя правила другие. Проезд может осуществляться исключительно под углом 90 градусов. Руль следует держать максимально прямо, поворачивать его опасно. Также для лучшего преодоления препятствия может помочь приподнимание руля вверх. Однако такие маневры можно совершать только при наличии стойкой уверенности в собственных силах.

Иногда велосипедисту приходится сталкиваться с дорогой, которая покрыта щебнем. Опасаться ее не нужно. Велосипед преодолевает щебень достаточно хорошо, если не ехать слишком медленно и прибавить тягу педалей. К тому же лучше совершить проезд по щебню, нежели оторваться от правого края дороги.

Песок – это другая история. Преодоление участка с песком может зависеть от многих условий: влажность покрытия, размер колес велосипеда, вид покрышек, давление в шинах, опыт велосипедиста. Если вы чувствуете отсутствие уверенности в своих силах, рекомендуется пройти по такой дороге пешим ходом или же объехать ее. При этом не забывайте использовать язык жестов велосипедиста и посматривать в зеркало заднего вида.

Совет десятый. Никогда не катайтесь по городу в наушниках. Всем знакомо настроение, когда кататься по улицам хочется с любимой музыкой в плеере. Это действие находится под запретом, несмотря на ваше желание. Звуки машин, шелест колес, голоса пешеходов – все это представляет собой ценную информацию в процессе езды. Велосипедист, который ничего не слышит, рискует сам и подвергает опасности других участников движения.

Если вы не представляете катание на байке без любимых мотивов, рекомендуем приобрести колонку небольших размеров, которая с помощью bluetooth проигрывает музыку с телефона. Такое приобретение с легкостью можно поместить на раму или руль, продолжая при этом наслаждаться поездкой на велосипеде. Разница между наушниками и колонкой в том, что колонка не является преградой для слушания звуков движения во время езды.

Совет одиннадцатый. Научитесь заезжать на бордюр. Такое умение пригодится в процессе езды, так как в черте города находится очень много объектов, которые нужно объехать. Для этого приходится заезжать на некоторые возвышенности и бордюры. Помимо этого, такое катание подарит много положительных эмоций. Начинать обучаться этому можно с парковок или дворов, подобрав небольшие бордюры, а потом возвышенности другой высоты (от 5 до 40 сантиметров).

Для начала рекомендуем научиться отрывать переднее колесо от дороги. Ноги нужно поставить так, чтобы резким рывком было удобно воздействовать на педали. В процессе неспешной езды научитесь наклоняться корпусом по направлению к рулю, руки при этом следует сгибать. После этого нужно резко отвести спину назад и вверх, руки выпрямить и притянуть силой руль к себе. Педалями нужно помочь велосипеду совершать маневр. Только после множества попыток, когда к вам придет уверенность в процессе выполнения прыжка и его задерживания в воздухе, можно переходить на более сложные объекты.

Заезжая на бордюр, следует сделать скорость байка небольшой, но достаточной для того, чтобы удерживать равновесие. Перед препятствием переднее колесо нужно поднять в направлении вверх. Велосипед будет продолжать ехать дальше. При этих действиях нужно встать с седла и занести корпус вперед. Так можно понизить уровень нагрузки на заднюю часть велосипеда. С помощью проворачивания педалей нужно помочь велосипеду заехать на бордюр.

Мы уверены в том, что наши советы помогут вам справиться с распространенным страхом – путешествием по городу на велосипеде. Если вам уже удалось это сделать, смело планируйте поездку на работу, к друзьям или за покупками на байке. Через некоторое время вы узнаете, какое удовольствие можно получить от катания на велосипеде. Большое количество велосипедистов на дороге означает высокий уровень безопасности и начало развития инфраструктуры для любителей велосипедов.

У нас получилось переубедить вас в безопасности катания? Запомните, что уровень риска зависит от самого велосипедиста. Убрать этот фактор полностью практически невозможно. Нужно лишь постоянно придерживаться правил дорожного движения и поступать разумно в собственных решениях на дороге. Вы можете поделиться своими историями о том, как вам удалось преодолеть страх езды на байке по городу.