Уход за велосипедом

October 12, 2018

Втулки, ободы и спицы. В предыдущем разделе мы рассматривали все аспекты относительно того, как поддерживать давление в покрышках велосипеда. Такой показатель больше всего отвечает за комфорт передвижения. В колесах байка присутствуют и другие важные детали, за состоянием которых нужно пристально следить.

К ним относится:

  • уровень натягивания спиц на колесе;
  • регулирование, изнашивание подшипников втулки;
  • наличие либо отсутствие искривленности обода;
  • изнашивание обода на байке с ободным типом тормозов или ротора тормозов (с дисковым типом тормозов).

Такие аспекты в состоянии проверить каждый велосипедист.

  1. Проверка натяжения спиц

В том случае, если у вас отсутствует прибор тензометр, уровень натяжения спиц проверяется при помощи рук. Для этого с помощью одного или двух пальцев спицы цепляются в определенной очередности. На каждой из них должно быть качественное натяжение. Данные элементы не должны сильно двигаться или ослабляться. Также недопустимо появление изгибов. Если во время проверки вы обнаружили проблемы, рекомендуется отправить байк к велосипедному мастеру. Он сможет подтянуть каждую спицу. Это делается в том случае, когда вы не обладаете знаниями и навыками по установке и сварке спиц на велосипедах, а также в случае отсутствия специального инструмента.

Также может применяться прием пощелкивания по каждой спице. Такие детали должны определенным образом гудеть. Звук при этом сравнивается со звучанием струнных инструментов. Идеально, когда тон таких звуков будет совпадать. Если же присутствует заметная разница в звучании между спицами, следует сделать вывод о неравномерном натяжении отдельных элементов колеса. Наличие бренчания одного из элементов свидетельствует о необходимости обратиться к специалисту в срочном порядке.

Подсказка: Дополнительным показателем плохого натяжения спиц велосипеда является появление щелканья в момент натяжения элемента при помощи пальцев. Такой эффект может наблюдаться у еще новых колес или таких, сборка которых только закончилась. Это свидетельствует о том, что ниппель или сами спицы расположены неправильно. Иногда спицы плохо прилегают в области перекрещивания. Такой дефект можно с легкостью устранить при помощи усаживания спицы на ее место и натяжением ниппеля. Такие действия лучше всего выполнять с помощью специализированных мастерских.

  1. Проверка регулировки и износа подшипников

Осуществить проверку состояния подшипников очень просто. Для этого нужно поднять байк со стороны, где осуществляется проверка колеса для того, чтобы колесо было в воздухе. Затем движением руки колесо проворачивается (ниппель должен находиться под углом от 45 до 80 градусов) и отпускается.

В том случае, когда дефектов не наблюдается, колесо проворачивается под собственным весом (ниппель выступает в качестве грузика, поэтому он располагается в нижней части колеса). Также колесо должно выполнить половину или же полный оборот. При прокручивании колеса в указанных параметрах отклонения отсутствуют. Если же колесо склонно к застыванию или плохо прокручивается, это говорит о том, что втулка затянута чрезмерно. Новые колеса с промышленными подшипниками могут быть проявлять такие характеристики в непрокатанном состоянии. В данном случае элементы прикатаются, только для этого нужно некоторое время. При наличии конусов их нужно отпустить вручную. Такое встречается, но достаточно редко.

Для того чтобы проверить уровень изношенности конуса, такой метод применять не нужно. Следует установить байк на гладкую и устойчивую поверхность. Велосипед нужно придерживать при помощи одной руки, поддерживая колесо и подергивая его в горизонтальном направлении. При наличии люфта, толчков, биений необходимо осуществить регулирование конуса. При отсутствии подобных проявлений – с механизмом все в порядке. На некоторых моделях могут быть установлены втулки с промышленными подшипниками. Их проверка на износ осуществляется подобным образом. Однако такие элементы регулировке не подаются. Осуществить замену таких подшипников будет сложно даже у профессионалов, поскольку для таких действий потребуется специальный набор инструментов.

  1. Проверка обода на наличие искривления

Обод на колесе нужно проверить для того, чтобы убедиться в отсутствии «восьмерки». Речь идет о наиболее распространенном повреждении колеса, о его искривлении. Деформация имеет название восьмерки, потому как при чрезмерном искривлении колеса с демонтированной покрышкой визуально присутствует эффект, напоминающий цифру. Иногда можно встретить фразу, что колесо выписывает восьмерки. При очень сильной деформации такую проблему несложно определить в процессе езды на велосипеде. Поездки на таких колесах являются опасными, это приводит к ДТП. В данном случае нужно прекратить использование байка и доставить его к мастеру для ремонта.

Подсказка: Осуществить проверку обода на наличие «восьмерки» несложно. Нужно снять покрышку и установить на байк колесо. Затем следует произвести фиксацию линейки с помощью резинки так, чтобы толстая черта была над краем колеса. Далее нужно крутить колесо и наблюдать, присутствует ли отклонение обода от черты на какое-либо расстояние? Чаще всего незначительные дистанции (до 1 мм) являются нормальными. Все, что выходит за рамки одного миллиметра, требует вмешательства мастера.

Деформация может проявляться не только как отклонение от плоскости вилки или треугольника. Иногда речь может идти об отклонении от нормальной формы изделия. В таком случае обод может напоминать форму овала или яйца. Данный показатель подлежит проверке вышеописанным способом. В данной ситуации потребуется отслеживание дистанции между линейкой и колесом в процессе его оборота. Промежутки должны быть одинаковыми. Отклонения, которые допускаются – до 1 мм. Все, что выходит за рамки, говорит о необходимости корректировки в мастерской.


  1. Проверка тормозных поверхностей колесного обода или ротора

В моделях байков, в которых присутствуют ободные тормоза, процесс торможения выполняется следующим образом. Тормозные колодки подводятся вплотную к боковой части обода колеса. Таким образом выполняется их взаимное трение. Могут применяться разные типы колодок. Их различия заключаются в качестве применяемого металла и силе торможения. Учитывая различные типы механизмов, выработке подвергаются как колодки, так и колесные ободья.

Чаще всего изготовители таких деталей учитывают необходимость запаса по несколько миллиметров для процесса изнашивания (со всех сторон). После того как предусмотренный предел достигается, использование обода колеса недопустимо, так как присутствует острая необходимость его замены на новое изделие. В случае чрезмерного изнашивания поездки на велосипеде являются опасными. Ведь при езде колесные ободья нередко лопаются. Большинство последних моделей велосипедов имеют двусторонний обод на колесе. Такая конструкция отличается повышенной прочностью. Однако при сильных признаках деформации подвергать себя опасности не следует.

Подсказка: Нужно помнить о том, что большинство изготовителей ободьев для байков спортивного типа нередко стараются сделать боковую часть толще. В некоторых моделях увеличение толщины достигает трех миллиметров. Это положительно влияет на период использования деталей, но прибавляет дополнительный вес к ободу. Байки, у которых установлены тормоза с дисковым механизмом, нуждаются в отслеживании состояния ротора (детали имеют сходство с тормозными дисками машины). Ротор на тормозах чаще всего затягивается в заводских условиях. В некоторых случаях – в специализированных мастерских. Именно поэтому проверять такие детали не нужно. Но перед каждой поездкой следует осматривать ротор на предмет плотности посадки. Идеальное состояние предполагает полное отсутствие люфтов.

Подсказка: Не следует прикасаться к ротору после торможения механизма (этот запрет относится к суппорту и ротору). Температура таких деталей будет очень высокой, поэтому возникает опасность появления ожогов. Кроме того, нужно осматривать ротор для выявления его кривизны и изнашивания. Проверять такой показатель следует подобно проверке кривизны обода и изношенности его боковой части. Единственная разница в том, что не требуется применять в данном случае линейку. Кривизну можно заметить при прокручивании суппорта. Ротор, который износился, следует заменить. Искривленную деталь менять не нужно, так как с помощью специальных инструментов можно попытаться выровнять тормозную систему.

Подводя итоги, нужно отметить, что с одной стороны байк – относительно сложное транспортное средство (в некоторых случаях применяются сложные технологические подходы). С другой стороны, его использование при появлении у велосипедиста необходимых умений для диагностирования и ремонта будет достаточно легким. При этом байк будет функционировать без проблем длительный период.